Если Вы уже научились запускать двигатель мотоцикла, уверенно трогаться и останавливаться.
Перейдем к тому, что требуется на экзамене ГИБДД по вождению на категорию "А". Необходимо освоить фигурное вождение — набор упражнений на площадке для учебной езды с разметкой и специальным оборудованием.
Упражнения для обучения вождению мотоцикла
Упражнение "Габаритный коридор и габаритный полукруг"
Упражнение "Габаритная восьмерка"
Упражнение "Габаритная змейка, Колейная доска и Коридор для движения с малой скоростью"
Набор упражнений включает выполнение отдельных фигур:
«Габаритная змейка» образована пятью точками (обычно используют старые автомобильные покрышки), расположенными посередине ограничительного коридора. При въезде на «змейку» первая точка должна остаться справа;
«Габаритный полукруг» обозначен разметкой по двум окружностям. На въезде (и, соответственно, на выезде) стоят два ограничителя. Нужно, не сбив их, проехать круг по часовой стрелке. Здесь, как и в других упражнениях, нельзя заезжать колесами (одним или обоими) на ограничительные линии;
«Габаритная восьмерка» состоит из двух кругов тех же размеров, что и «габаритный полукруг». Проходить «восьмерку» можно в любом направлении, все равно получится так, что один круг вы проедете по часовой стрелке, а другой — против. Выполнив это упражупражнение (и не сбив на входе и выходе ограничители), требуется на прямом участке разогнаться, чтобы включить 2-ю и 3-ю передачи, а затем перейти обратно на 1-ю;
«Габаритный коридор» образован двумя рядами ограничителей. Проезжая по нему, нужно не только не выехать за габариты, но и показать левый поворот. Делается это левой рукой, вытянутой в сторону. Держать ее в этом положении следует на протяжении 2/3 длины «коридора»;
«Колейная доска» имитируется полосой на асфальте. Задача — не съехать с «доски» ни передним, ни задним колесом;
«Линия финиша» завершает фигуры. Перед этой линией тоже обозначен коридор, в пределах которого следует остановить мотоцикл. На этом последнем, казалось бы простом, упражнении сначала нужно показать левой рукой сигнал торможения (рука поднята вверх и чуть влево; если смотреть со спины, — показывающая на воображаемом циферблате на 11 ч.). Затем остановиться, «поймать» «нейтраль» и показать, что вы это сделали, подняв обе руки.
Для успешного проезда важно использовать правильные траектории захода на каждую фигуру. Типичная ошибка на «круге» — когда ученик направляется прямо ко входу в «круг». Здесь он должен повернуть почти на 90°, а места для этого нет. В итоге он либо сбивает входной ограничитель, либо заезжает за линию внутренней окружности. Чтобы избежать этого, маневр нужно делать, используя всю свободную часть площадки. В начале движения, как по «полукругу», так и по «восьмерке», ведите переднее колесо на расстоянии 10–15 см от наружной окружности. Это обеспечит максимально возможный радиус поворота без риска сбить ограничитель или выехать за линию разметки. Удерживать равновесие будет легче, так как скорость будет выше, а угол поворота руля и наклон мотоцикла уменьшатся.
Схема прохождения упражнения «Габаритная змейка»
а — правильная траектория прохождения «змейки»;
б — неправильная траектория;
в — наезд на ограничитель
Проезжая на мотоцикле «полукруг», «змейку» и «восьмерку», пробуксовывайте сцеплением, как при троганье. Полувыжатое сцепление нейтрализует всю вашу «грязную» работу «газом», смягчает ошибки, позволяет ехать плавно, без рывков, без опасности заглохнуть и поддерживать именно ту скорость, на которой вы лучше держите равновесие. Если почувствовали, что мотоцикл слишком разогнался, притормозите, буксующее сцепление поможет и здесь.
Схема прохождения упражнения «Габаритный полукруг»
а — правильный заход в круг;
б — неправильный заход в круг;
в — выезд за линию
На «змейке» по тем же соображениям старайтесь ехать, используя всю ширину ограничительного коридора. Чем прямее траектория «змейки», тем труднее будет проехать последние ограничители, не задев их.
Навыки, приобретенные на площадке-автодроме, важны и в повседневной езде. Во время обучения «змейке» и другим фигурам, приходится и наклонять мотоцикл и немного тормозить в повороте, вырабатывается координация угла наклона, скорости и траектории. Кроме того, приходит навык выравнивания мотоцикла, (т. е. приведение его в более вертикальное положение) при торможении в повороте.
Как показывает практика обучения в автошколах Нижнего Новгорода, самыми сложными считаются «полукруг», «восьмерка» и «змейка».